О художнике

Художник Петр Алексеевич Левченко (1856 ‒1917) видел красоту в  самых простых будничных мотивах, и старался  поделиться  ею со своими зрителями.

В историю искусства художник вошел, прежде всего, как мастер пейзажного жанра. Большинство его полотен посвящены природе родного края, и это не случайно. Большую часть жизни художник жил и работал в Украине — на Слобожанщине и Киевщине. Влюбленный в украинскую природу, художник стал одним из создателей лирического национального пейзажа

Петр Левченко родился в Миргороде в 1856г. Свои первые уроки рисунка и живописи он получил в Харькове (у художников Шредера и Безперчего). Серьезную художественную подготовку и звание художника на рубеже ХІХ—ХХ вв можно было получить только за пределами родного края. Левченко отправляется учиться в мировые художественные центры того времени: Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге , а затем в Париж. Но нигде он не оставался надолго, и официальное звание художника ему так и не удалось получить. Годи обучения не прошли бесследно, историки искусства отмечают в эго творчестве следы нескольких художественных направлений рубежа веков: реализма, импрессионизма и модерна. Тем не менее, обретая новые знания, художник стремился найти свой собственный путь в искусстве. Обучение в мастерских художников, неутомимые творческие поиски и трудолюбие живописца позволили ему выработать свою собственную уникальную манеру. Сейчас мы знаем художника как одного из выдающегося украинского живописцев рубежа ХІХ — ХХв, мастера лирического пейзажа.

Современники художника говорили, что Петр Левченко был человеком скромным, утонченным, сдержанным, чувствительным и при этом  готовым отстаивать свое мнение и не идти на поводу у публики. Такой склад характера позволял ему очень тонко чувствовать и отображать природу в своих полотнах. Сам художник говорил о свое работе, что пишет он совсем не украинское село или пыльную дорогу, а рисует сами чувства: радость, тревогу, грусть  или спокойствие.

Что же изображено на Картинах Левченко?  Старенькие украинские хаты, кривые улочки, окрестности небольших городов, осенняя слякоть, крестьянские дворы с низкими покосившимися заборами, телега на размытой дождями проселочной дороге,  стога сена и мельница, фигурки крестьян за повседневной работой или случайных прохожих – вот что чаще всего привлекает внимание художника. Обращаясь к таким простым мотивам, мастер умело передавал их своеобразную красоту.

Отказываясь от широких панорам в пользу не глубокого пространства,  художник воссоздает перед нами уютный уголок, обжитый людьми.   В его пейзажах время как будто на мгновение замирает, давая возможность нам ощутить красоту момента, любоваться тончайшими оттенками неба, наслаждаться чувством утренней тишины. Петр Левченко, в отличие от многих российских художников того времени,  не стремился передать конкретные события из жизни крестьян, рассказать об их тяжелой жизни, придать драматическую ноту всему происходящему или обличить пороки общества. Его картины дают нам почувствовать мирный и неторопливый уклад жизни украинского села, ощутить уют скромного крестьянского жилья. Мастер гармонично сочетает пейзаж и  элементы жанровой картины, вводя в свои пейзажи отдельные силуэты людей, крестьянские домики и дворики. В этом мире человек и природа гармонично существуют вместе. Природа как будто выступает таким же полноправным персонажем на картине, как и человек. С помощью тончающих оттенков цвета мастер задает общий эмоциональный настрой, вызывает у зрителя множество ассоциаций и чувств. Даже обращаясь к украинским архитектурным памятникам, художник избегает репрезентативных композиций. Он отказывается от привычных ракурсов, передавая свое уникальное впечатление от увиденного, рисуя задние дворы монастырей и церквей ( «Задворки Софиевского собора», «София киевская»)

Чаще всего художник изображал ландшафты Слобожанщины и Киевщины, уделял особо пристальное внимание характеру рельефа, местным растениям, и передаче различных состояний природы.  ( «На Харьковщине», «На Украине»). В пейзаже «На Харьковщине» живописец сумел воплотить знакомое для жителей края  ощущение свободного открытого простора, спокойных ритмов холмов, игру всех оттенков зеленого под ярким полуденным солнцем.

Этот особый подход к изображению окружающего мира, умение создавать лирические пейзажи проявляется во всех работах художника. Живя и работая в Париже, художник активно усваивает новые знания но все же остается верен себе и не старается слепо подражать модным французским художникам. Даже в ярком и многолюдном Париже художник рисует уединенные тихие дворики, мастерски передает атмосферу  дождливого парижского утра с редкими фигурами прохожих («Улица Парижа” „Набережная Сены”)

Побывав в Париже, художник все  чаще отдает предпочтение живописи на природе (пленэрной живописи). Главными «персонажами» в его картинах теперь становятся свет и цвет. Все чаще он уделяет внимание не конкретным будничным сюжетам, а непосредственному восприятию природы. Работая над пейзажем, он старался запечатлеть не конкретную местность, как само неуловимое настроение, изменчивые погодные условия, быстро ускользающий вечерний свет, мерцание живых и ярких красок украинского пейзажа.

Особым увлечением Левченко было изображение интерьеров. Художник был одним из основателей и самых знаменитых представителей этого жанра в Украине на рубеже ХІХ—ХХвв. В своих интерьерах художник приоткрывает перед нами  уютные уголки и рабочие места горожанина, живущего на рубеже ХІХ—ХХ в., обстановку его быта. Это уголки комнат с красными, зелеными, белыми, розовыми лампами и креслами, письменными столам. Его интерьеры находятся в непосредственной связи с природой. Через открытые окна и двери в уютные уголки врывается теплый солнечный цвет, придавая всей сцене совершенно особенное настроение.

Часто в интерьерах Левченка встречается  изображение его жены Матильды Он с удовольствием писал ее за работой, с книгой, за роялем или на залитой солнцем веранде.  Матильда  была верным другом и истинной музой для художника. Трогательная теплота их взаимоотношений отразилась в интерьерах художника.

Достичь высокого художественного уровня Левченко не смог бы без отточенной  техники. Пройдя серьезную подготовку в Академии художеств, он высоко ценил рисунок. Сам Левченко любил повторять, что без хорошего  подготовительного рисунка не может выйти хорошей картины.

Но все же главными в его творчестве являются свет и цвет. Обладая тонким чувством цвета, художник  гармонично сочетает между собой большое количество оттенков. Живописец в своих полотнах передает самые разнообразные  состояние природы. Ему подвластно изобразить любое время года и любую погоду, будь  то раннее зимнее утро или жаркий летний день на крестьянском дворе.

Художник, который так тонко чувствует природу, нуждается в непосредственном созерцании натуры. Большую часть своих плотен, подобно французским художникам-импрессионистам, он писал с натуры, работая на природе. Его небольшие по размеру картины созданы смелыми и точными мазками. Они сохраняют непосредственное впечатление художника от пейзажей, и в этом очень напоминают этюд. Историки искусства считаю, что его работы по совершенству техники на много опередили художников того времени.

Но его усердный труд над простыми будничными мотивами не принесли Левченко ни большой славы, ни денег. Критиков редко привлекал столь незамысловатый сюжет, и постоянных покупателей тоже не нашлось. Да и сам художник, как вспоминают его современники, был скромным и не любил выставлять себя напоказ. Всю жизнь он оставался в тени своих земляков художников-пейзажистов Васильковского и Ткаченко. Тем не менее, Петр Левченко внес свой вклад в художественную жизнь Харькова.

На рубеже ХІХ—ХХ Харьков стал формироваться как новый художественный центр. Тут проводили выставки, создавали объединения художников и любителей искусства, работали частные художественные школы.  Частаная рисовальная школа, основанная художницей Раевской –Ивановой стала одним из главных центров развития искусства. Позже именно на ее основе сформировалось художественное училище. Левченко преподавал в школе в 1886-1887 годах. Также Левченко стал одним из основателей Харьковского общества любителей искусства.

Художник неоднократно представлял свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, Товарищества южнорусских художников, Товарищества киевских художников, многих выставках в Харькове. Но они не получили практически никакого внимания критиков и коллекционеров. Ведь такие простые мотивы как украинские хаты и окраины городов, отсутствие активного действия, накала страстей и критики повседневности не привлекали публику.

Талант художника, его трудолюбие, особый дар колориста и смелость идти своим путем в искусстве были оценены уже следующим поколением художников и критиков. Первая персональная выставка Петра Левченко была организована Харьковским объединением художников только через год после смерти живописца (в 1918). Эта выставка стала значительным событием в художественной жизни Харькова, а  коллекционеры и историки искусства обратили должное  внимание на творчество художника.

Сейчас его работы представлены  во многих художественных музеях Украины (в Одессе, Киеве, Суммах, Полтаве) и частных зарубежных коллекциях (в Бразилии , Франции ,Германии, США). Левченко оставил значительный след в истории украинской живописи. Творческое наследие художника составляет более 700 работ (картины, рисунки, этюды).

Харьковская коллекция работ Левченко  является одной из самых крупных в Украине (84 живописных и графических работы). Сегодня жители города имеют возможность увидеть прекрасные пейзажи и интерьеры художника  в залах Харьковского художественного музея.

Работы художника П. Левченко

Выбрать программу:

Обрати програму: